Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика

Традиционная система контроля, направленная на оценивание предметных знаний, отмечается низкой информативностью выставляемых в журнал отметок. И не случайно в структуре образовательной компетенции выделен оценочный компонент, что связано с необходимостью формирования способности школьника к оценке своей деятельности, своей личности в целом и своей коммуникации с другими людьми как механизма саморазвития. Здесь огромную помощь может оказать «языковой портфель» - новая современная технология в образовательном процессе. Портфолио - нечто большее, чем альтернативный способ оценивания или собирания работ учащихся. Основной смысл портфолио - «показать все, на что ты способен» Для учителя английского языка «языковой портфель» - это инструмент развития навыка самооценки ученика. Педагогическая философия портфолио предполагает, прежде всего, смещение акцента с того, что ты не знаешь и не умеешь, на то, что ты знаешь и умеешь по данной теме, разделу, предмету. Основная цель ведения портфолио - это развитие у учащихся навыков рефлексии по поводу проделанной работы, т.е это формирование способности учащегося к самостоятельной оценке своего уровня владения языком в сопоставлении с европейскими нормами.

Языковой портфель осуществляет поддержку и повышение мотивации на всех этапах обучения и усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, т.е. обеспечивает развитие «способности и готовности учащихся к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию и с его помощью, к использованию иностранного языка в других областях знаний». А это значит, что Языковой Портфель направлен на формирование интереса ребенка к познавательной деятельности , т.е на овладение экзистенциональной компетенцией. В рамках данного компонента образовательной компетенции осуществляется важнейшая задача воспитания, определенная в Концепции модернизации образования. Компоненты Языковой Портфель: это языковой паспорт, языковая биография и досье, но нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в учебное портфолио. Это полностью зависит от целей, которые вы ставите перед собой. Работая над портфолио, ученик должен осознавать:

- над развитием каких умений мы работаем,

- каким образом мы этого достигаем,

- насколько успешно мы это делаем,

- что нам необходимо будет сделать дальше.

В помощь учащимся учителем составляется листок самооценки, на основании кодификаторов Программы и УМК, где учащиеся пытаются ответить на вышеперечисленные вопросы и оценить свои знания. Лист самооценки помогает учащимся самостоятельно проанализировать уровень сформированности умений и навыков по трем видам речевой деятельности (чтению, говорению и письму). А также прокомментировать отношения к предложенному содержанию раздела. Например, при работе с УМК “Pacesetter elementary” издательство OUP можно предложить следующий лист самооценки (Приложение 1).



На первом уроке необходимо обсудить включенные пункты с учащимися, нацелить их на достижение высоких результатов. Перед проведением контрольной работы учащиеся самостоятельно оценивают свои знания, заполняя лист самооценки. После проведения контрольной работы или теста и получения оценки, поставленной учителем, учитель и ученик сопоставляют самооценку и оценку. Это позволяет создать более объективную картину. В случае их расхождения находят причину завышенной или заниженной самооценки. Следующий этап - планирование дальнейшей работы над развитием или совершенствованием языковых умений для достижения более высоких результатов. Создание Языкового портфеля требует совместной работы ученика, учителя и родителей. Так например, большую помощь учащимся при написании работы в рубрику «Мой мир» оказали учителя английского языка, которые сформулировали вместе с учащимся план данного раздела и основные содержательные идеи, родители оказали помощь при составлении генеалогического древа, оформлении титульных листов и.т.д.Однако следует отметить, Языковой портфель не является инструментом контроля или дисциплинарным документом. Языковой портфель является собственностью учащегося и служит средством не формального оценивания достижений учащихся по предмету, повышает мотивацию учащихся, учит их аккуратно вести записи. Языковой портфель это и способ фиксирования, накопления и оценки своих индивидуальных достижений в определенный период обучения, и коллекция своих работ и результатов, которые демонстрируют их усилия, прогресс и достижения.

В досье ученики отмечают важность данной конкретной работы для них лично. Объясняют, какая цель была достигнута, какой навык совершенствовался. Что они узнали о себе? Почему это- «лучшая» работа? «Лучшая» не обязательно подразумевает отличную оценку. При этом школьники могут руководствоваться следующими критериями, которые были определены в ходе их совместного обсуждения:

· Мне было интересно делать это задание.

· Мне проект нравится.

· Мои одноклассники считают, что он хороший.

· Мой проект показывает, что я…

· Мой учитель посоветовал не.

· Он интересный.

· Этот проект показывает мои успехи в изучении английского языка.

· Я думаю, мой проект красивый.

· Я красиво написал.

· Я многое узнал, выполняя это задание.


7967690026701333.html
7967723670297801.html
    PR.RU™